17 August 2017, Thursday Стать нашим клиентом!
    English   |   Deutsch Главная страница Компания Пресса о нас Клиенты Вакансии Услуги
Кадровое Агентство «Business Connection»     Москва

Также смотрите:

  • Услуги кадрового агентсва
  • Статьи наших сотрудников


  • Образец резюме (в Word-формате)
  • Список свободных вакансий
  • Отправить нам своё резюме


  • Контакты



  • ОПРЕДЕЛИТЬ ЗАРПЛАТУ ПОМОЖЕТ РЫНОК

    Ильгиз Валинуров, генеральный директор кадрового агентства Business Connection

    Обзоры зарплат – признанный во всем мире инструмент менеджера по персоналу. С помощью них можно решать управленческие задачи. Однако в нашей стране пока нет единого стандарта как проведения исследований зарплат, так и их использования. Не зная его основных показателей и принципов, можно допустить много ошибок при работе с персоналом и формировании фонда оплаты труда.

    Обзоры зарплат позволяют решать как стратегические, так и тактические задачи компании. Они помогают компании сориентироваться на рынке труда и понять руководителю и менеджеру по персоналу, насколько затраты компании на оплату труда соответствуют рыночной ситуации. Зная ситуацию с зарплатами на рынке, менеджер по персоналу может более уверенно осуществлять набор новых сотрудников и эффективно использовать инструменты материальной мотивации персонала. Стратегически обзор зарплат позволяет планировать фонд оплаты труда на будущие периоды, формировать бюджеты рекрутинга и обучение сотрудников.

    Консалтинговые компании и кадровые агентства изобретают собственные способы сбора информации о зарплатах, которые часто не соответствуют методологии сбора данных для социологических и маркетинговых исследований. Менеджеры по персоналу также нередко полагают, что на основании пары звонков коллегам или конкурентам по рынку труда, можно сделать собственный качественный обзор.

    Работодатель, обратившись за данной услугой в кадровое агентство, не всегда получит внятный ответ на свои вопросы:
    каким образом собираются данные? почему этой информации можно доверять? сколько будет в обзоре представлено должностей?

    В итоге, важные решения принимаются на основе данных, достоверность которых сомнительна.

    Типы обзоров заработных плат

    Существуют четыре типа обзоров заработных плат. Они отличаются источниками информации, способом составления, качеством, что часто подтверждается «именем» и репутацией компании – составителя.

    К первому типу обзоров заработных плат относятся простые статистические отчеты. Они наиболее дешевы в производстве и формируются на основании данных открытых источников (СМИ, размеры предлагаемых окладов по вакансиям), данных опросов пользователей сети Интернет. Однако «сетевые» результаты часто дезориентируют и не позволяют оценить реальное положение на рынке труда.

    Ко второму типу относятся рядовые обзоры, выпускаемые кадровыми агентствами с разной периодичностью. Составители обобщают данные о зарплатах, полученные от клиентов и компаний, заинтересованных в подобной информации. В результате получается полностью анонимный и усредненный обзор по какому-то отдельному срезу рынка (отрасль, регион, определенная группа специальностей). Третий тип – это заказные профессиональные обзоры, стоимость которых может составлять десятки тысяч долларов. Такой отчёт готовится по одному - двум секторам рынка такими компаниями, как Ernst & Young, Mackenzie, PricewaterhouseCoopers (PwC).

    Для получения необходимых данных агентства, предоставляющие такие отчеты, используют полный арсенал способов и средств извлечения информации: приватные беседы с сотрудниками интересующих компаний; анализ вакансий за последний год; динамику предложений по интересующей специальности.

    И, наконец, к четвертому типу относятся аналитические обзоры, составленные на основе социологического опроса компаний, репрезентативно представляющих весь спектр участников рынка. Методы исследований, используемые при подготовке таких отчетов, весьма ресурсоемки, но дают ту самую объективность, которая необходима для принятия сложных решений относительно фонда заработной платы.

    Методология аналитического обзора

    В подготовке любого обзора заработных плат существует несколько этапов: сбор информации о компаниях, зарекомендовавших себя как активные участники рынка; разработка параметров квотирования; распределение компаний по ним; предложение компаниям участвовать в обзоре, проведение после этого интервью с их сотрудниками; обработка данных специалистами исследовательской компании.

    Далее составляется отчет, который должен содержать описание методологии составления обзора, анализ функциональных групп (по должностям, специальностям и т.д.), информацию по компенсационным выплатам.

    Алгоритм работы

    Чем достовернее данные, тем более объективное решение принимает руководитель, и тем больше доверия вызывают его действия. Именно поэтому стоит ориентироваться на профессионально составленные обзоры заработных плат. При этом стоит учитывать, что даже полноценный и качественный отчет может не принести пользу, если неправильно его проанализировать и неадекватно оценить ситуацию.

    Так, цена ошибки в переплате пятидесяти менеджерам среднего звена по 100 долл. в месяц составит за год сумму, на которую можно провести рекламную кампанию городского масштаба. Цена ухода уникального специалиста из-за недооценки его «стоимости», вообще не поддаётся денежному выражению. Чсто работодатели запрашивают не все показатели обзоров зарплат, а только, например, среднюю зарплату. Такой ограниченный обзор может привести к неадекватной оценке и неправильным действиям.

    Например, при изучении 101 компаний было выяснено, что 20 из них платят 1000 дол. своим менеджерам продаж, а 81 – 400 дол. Средняя зарплата будет составлять 519 дол. – (1000 х 20 + 400 х 81) : 101.

    Но, если в отчете помимо «средней заработной платы» фигурировали бы другие показатели, то ситуация получилась бы несколько иная. Так, медиана в этом случае составляет 400 дол. Это означает, что большинство компаний платит меньше среднерыночной. При расчете же такого показателя, как третий квартиль, оказывается, что 3\4 всех компаний, участвующих в обзоре, платят опять же не более 400 дол.

    На данном примере понятно, что достаточно платить сотрудникам 400 + 1 дол., а не 519 + 1дол., чтобы быть более конкурентоспособным, чем три четверти компаний на рынке.

    Сравнив рыночные показатели обзора и зарплаты в своей компании, можно диагностировать 5 ситуаций в компании. Заработная плата: существенно выше рыночной; несколько выше рыночной; соответствует рынку; несколько ниже рыночной; существенно ниже рыночной.

    В каждой из ситуаций модель поведения руководства или отдела по управлению персоналом компании будет различной.

    В первом случае компания несет большие финансовые затраты, увеличивается себестоимость выпускаемой продукции или оказываемых услуг, снижается рентабельность, поэтому стоит задуматься, действительно ли сотрудники оправдывают средства, затрачиваемые на них. Обзоры зарплат помогают оценить, насколько больше среднерыночной зарплаты платит компания. Важно не понижать зарплату сотьрудникам, увеличить план, усилить контроль, снизить компенсационный пакет и льготы.

    При заработной плате несколько выше рыночной компания также несет издержки, переплачивая сотрудникам. Но это выражено в меньшей степени, чем в первом случае. Тем не менее, ставить сотрудников компании об этом в известность все равно стоит. Но обнаруженный факт будет являться своего рода инструментом повышения мотивации персонала.

    Если зарплата соответствует рынку труда, то компания не имеет никаких преимуществ на нем. В таком случае персоналу можно показать те моменты, где компания предлагает больше рынка. Это будет способствовать повышению их лояльности.

    В последних двух случаях, когда руководство экономит средства на зарплате персонала, компания может просто потерять сотрудников. В худшем варианте на предприятии будет постоянная текучка кадров. При этом, если все-таки увеличения заработной платы на предприятии в ближайшее время не планируется, то не стоит делать акцент на том, насколько она низкая по сравнению с остальным рынком.

    В этом случае можно предлагать системы долгосрочного кредитования, обучения за счет фирмы с гарантией отработки определенного периода.

    Если зарплата совсем низкая, то сотрудники компании наверняка об этом знают. В данном случае задача владельцев и отдела персонала максимально применять стандарты работы для сотрудников, сокращать сроки адаптации, автоматизировать бизнес-процессы, отработать механизмы и снизить затраты на поиск и найм нового персонала. То есть, сделать так, чтобы уход сотрудника оказался безболезненным для организации.

    Грамотное использование обзоров заработных плат как инструмента управления повысит конкурентоспособность компании, позволит ей динамично развиваться и быть уверенным работодателем на рынке.

    www.eg-online.ru

    Наверх страницы

    © 2001—2015 Корпорация кадровых агентств«Business Connection»  |  Свяжитесь с нами     
    123242, Москва, ул. Тверская 22а, офис 402 тел.: +7 (495)729 2014     
    г. Новосибирск, ул. Романова, д. 39, тел.: +7 (495)729 2014